• Храмовый комплекс в с. Завидово, кроме церкви Успения Божией Матери и церкви Святой Живоначальной Троицы, включает в себя три музея: музей-усадьба XIX-XX веков, музей народных промыслов и краеведческий музей.

    В Завидовском храмовом комплексе – три музея. В верхней части колокольни – музей-усадьба XIX-XX веков, предназначенный для паломников, желающих потрапезничать в интерьере русской избы. Здесь же проводятся традиционные Рождественские встречи, на которые съезжаются дети с разных концов тверской земли. 
    Музей народных промыслов размещён в воскресной школе. В нём представлены изделия из бересты, игрушки, лён, золотное шитьё, конаковский фаянс. В коридоре перед входом в музей в стеклянных витринах – коллекция дореволюционных открыток, в основном рождественской и пасхальной тематики, из коллекции отца Валерия. 
    Краеведческий музей знакомит посетителей с богатой историей села Завидова.

    В 1781 году после обхода селений с иконой Николая Чудотворца из Успенского храма села Завидова прекратилась эпидемия холеры.

    Историческая справка/ В летописях упоминается под 1128 годом новгородский посадник Завид Дмитриевич, который, по предположениям историков, мог являться основателем села Завидова. 
     Жители Завидова использовали положение на большой дороге во благо себе, развивали промыслы, торговали. Этот главный российский путь с XV века обслуживался завидовскими ямщиками. 
     Под 1656 годом в письменных источниках впервые упомянута Успенская церковь в селе Завидово как вотчина Архангельского собора в Московском Кремле. В 1709 году, при Петре Первом, на её месте была отстроена каменная Успенская церковь. Действующий ныне Успенский храм перестроен в первой половине XVIII века. В 1853 году разобрали первоначальную трапезную и колокольню, а на её месте построили новую трапезную. Тогда же кардинально переделали декор фасадов старого храма. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящён. Известно имя его строителя, руководителя артели, – Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак. 
    Помимо главного престола, Успенского, в храме имеется придел, освящённый в честь Архистратига Михаила. В его алтаре над престолом была установлена сень, перенесённая сюда из закрытой для служб Троицкой церкви. На табличке написано: «Под сей сенью стояло тело в Бозе почившего государя императора Александра I в день февраля 1826 года». Александр I скончался в Таганроге, а когда тело его перевозили в Петербург, была сделана остановка в с. Завидово. В храме прошла траурная панихида. 
    Ещё ранее, 28 апреля 1767 года, «поцеловала православный крест у священника в селе Завидове» императрица Екатерина II, совершавшая путешествие по России. 
    А надпись на чудотворной иконе святителя Николая Чудотворца гласит: «Образ сей сооружён в 1872 г. доброхотными пожертвователями в память принесения из г. Волоколамска чудотворной иконы святителя и чудотворца Николая во время губительной болезни холеры, которая по обходе всех селений с иконою с 26 августа по 7 сентября 1871 г. прекратилась». Из поколения в поколение передают местные жители рассказы об этой страшной эпидемии и чудесном избавлении от неё. 
    В 1915 году в Успенском храме села Завидова работали над академическим восстановлением интерьера петербургские художники. Капитальный ремонт храма был закончен в 1968 году, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храм был освящён. В 1991 году обновили алтарь в Успенском приделе, а во всём храме провели косметический ремонт. 
    В 1990-2000-е годы удалось восстановить весь храмовый комплекс, в который входят церковь Успения Божией Матери, освящённая в середине XVIII века церковь Святой Живоначальной Троицы, заново возведённая колокольня и созданный настоятелем Успенского храма протоиереем Валерием Ильиным единственный в России Музей церковной археологии.
  • Городище раннего железного века Топорок отнесено учёными к дьяковской археологической культуре раннего железного века и датировано второй половиной 1 тыс. до н.э. – I-III вв. н.э. Поверхность частично поросла лесом, нарушена стоянками туристов, прибрежная часть разрушается рекой.

    В коллекции из раскопок: лепная керамика с сетчатым орнаментом, а также гладкостенная, в том числе с оттисками гребенчатого штампа; обломки бронзовых украшений; железные изделия: ножи с горбатой спинкой, наконечники стрел, острия; костяные изделия: острия, наконечники стрел, остроги, обломки орнаментированных рукояток; точильные камни; глиняные грузики «дьякова типа». Встречены кости домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, лошади, свиньи; кости диких животных (бобра) и рыб. Найдены остатки меднолитейного производства, а также следы святилища.

    Согласно легенде, опирающейся на факты, знаменитый археолог своего времени Юлия Густавовна Гендуне, закончив раскопки городища Топорок и древнерусских курганов около него, застрелилась в 1909 г. из револьвера и была похоронена на кладбище погоста Сучки (ныне территория г. Конаково), близ усыпальницы князей Гагариных, в сооружённом по её собственному проекту склепе в виде пирамиды. И.С. Соколов-Микитов написал об этом очерк. Историческая справка Городище Топорок отнесено учёными к дьяковской археологической культуре раннего железного века и датировано второй половиной 1 тыс. до н.э. – I-III вв. н.э.
  • Храм Рождества Богородицы построен в конце XIV в. великим князем Михаилом Александровичем Тверским, являлся соборным храмом удельного Вертязинского княжества. Учёные пришли к выводу, что он сооружён в 1380-х гг. В ходе реставрации 1970-х гг. в подклете найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся теперь в музеях Твери и Москвы.

    Согласно преданию, храм был возведён в честь победы русских войск над монголо-татарами в Куликовской битве.

    Историческая справка /Построенный в конце XIV в. великим князем Михаилом Александровичем Тверским, он являлся соборным храмом удельного Вертязинского княжества. Учёные пришли к выводу, что он сооружён в 1380-х гг. На следующее лето после пожара 1412 г. храм был перестроен: на более древнем подклете возвели четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. 
    Церковь, конечно, неоднократно перестраивалась и в сегодняшнем виде существует с XVIII в. В начале XVIII в. бывший город Вертязин превратился в дворцовое село Городня: местных жителей обязали поставлять волжскую рыбу к царскому столу, был упразднён Петровский монастырь. Соборная церковь Рождества Богородицы превратилась в обычный приходской храм. 
     Церковь окружена со всех сторон каменной оградой. От первоначального храма сохранилась нижняя часть глубокого белокаменного подклета. Весь облик храма радует ясностью и простотой замысла и исполнения, силуэт его лаконичен: прямоугольный в плане объём венчает золочёная главка-луковичка. Остаются в памяти массивная низкая апсида, трапезная с приделом Иоанна Предтечи и шатровая колокольня, построенные в 1740-1745 гг., тогда же переделано венчание здания.  В храме был установлен новый иконостас, выполненный в стиле, сочетающем черты барокко и классицизма. В 1801 г. храм сильно пострадал от пожара, поэтому в трапезной, в приделе Симеона и Анны, был полностью заменён обгоревший иконостас. 
    В ходе реставрации 1970-х гг. в подклете найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся теперь в музеях Твери и Москвы (частично сохранились изображение Богоматери с Младенцем, житийный цикл св. Иоанна Предтечи, изображение святого благоверного князя Михаила Тверского), выявлены интересные архитектурные особенности храма, надписи XV в. В 1980 г. в присутствии всего высшего тверского духовенства храм был торжественно освящён.
  • Корчева – уездный центр Тверской губернии, затопленный при строительстве плотины Иваньковского водохранилища в 1937 г. Жители Корчевы были переселены в город Конаково, бывшее село Кузнецово Корчевского уезда. От Корчевы осталось одно здание, ныне Дом рыбака.

    В данный момент на незатопленной территории сохранилось кладбище с заросшими остатками фундамента Казанской церкви и одно каменное здание – дом купцов Рождественских начала XX века. До наших дней дошли материальные свидетельства старой Корчевы: ее дома, перевезенные в Конаково, ныне расположенные по улице Свободы от старой больницы до конца улицы, а также по Первомайской улице. Выделяются они необычной для этих мест архитектурой, характерной для небольших уездных городов второй половины XIX века.

    Корчева – город в Тверской губернии, уездный центр, затопленный при строительстве плотины Иваньковского водохранилища около современного г. Дубна и канала Москва-Волга в 1937 г. Жители были переселены в город Конаково, бывшее село Кузнецово Корчевского уезда.
    Находился на высоком правом берегу Волги по обе стороны впадающей в неё речки Корчевки. Он упоминается как село в писцовых книгах Московского государства 1540-х гг.: «…село Карачево, а в нём церковь Воскресенье Христово». По сведениям тверских писцовых книг 1627-1628 гг., Корчева входила в вотчину тверского архиепископа. После 1764 г. село стало принадлежать ведомству Коллегии экономии.
    По сведениям на 1863 г., число жителей составляло 3317 человек. В Корчеве было 410 дворов, из них 26 – с каменными домами, 3 каменные церкви, 41 лавка, 3 гостиницы, 2 трактира, 4 постоялых двора, 2 училища, больница. В 1861 г. в городе насчитывалось несколько небольших промышленных заведений: паточный завод, пивоваренный, два пряничных и два кирпичных завода. По переписи населения 1897 г., в Корчеве насчитывалось 2400 жителей, в 1913 г. – 2518, в 1923 г. – 2353 жителя.
    В 1922 г. Корчева стала безуездным городом и была отнесена к Кимрскому уезду. В 1927 г. был образован Конаковский район, в который вошла большая часть бывшего Корчевского уезда, в том числе город Корчева. В 1932 г. принимается решение о строительстве канала Москва - Волга, в результате которого город попадал в зону затопления. В результате он был полностью разобран – до брёвнышка и кирпичика, его храмы взорваны, жители переселены в Конаково и другие города и сёла.
    В данный момент на незатопленной территории сохранилось кладбище с заросшими остатками фундамента Казанской церкви и одно-единственное каменное здание – дом купцов Рождественских, типичный представитель архитектурного стиля городской застройки начала XX в.
  • Остров Низовка является одной из «пропавших», переселённых деревень. Здесь родился поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Сейчас в красивом, уже немолодом лесу, выросшем на месте деревни, только огромные кусты сирени, золотых шаров и спиреи, да разросшиеся из старых пней липы выдают бывшее человеческое жильё.

    В Низовке в XIX в. стоял полк, в который был сослан разжалованный в солдаты и лишённый лично Александром I за поэму «Сашка» дворянского звания талантливейший поэт Александр Полежаев. Отсюда он бежал в Санкт-Петербург искать справедливости, но был перехвачен, порот розгами и потерял душевное здоровье.

    Если пройти на водном транспорте из Шошинского плёса под мостом шоссе Москва - Петербург, то Низовка будет расположена слева. Сейчас она представляет собой поросший лесом остров с несколькими простенькими причалами для небольших судов. 
    Главные достопримечательности острова – место дома Дрожжина и место часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 
    Остров совершенно сухой, высокий, с крепкими, не заросшими берегами. За островом на стороне, обращённой к коренному берегу, существует мелкая протока, а за ней – многие километры заболоченных низин. 
    На острове есть воспетый ещё Дрожжиным родник, точнее, он был, а теперь заилился, заболотился. Но сруб цел, где-то рядом с ним находится фундамент часовни.